Ученые: вулканы «повернули» ось Марса 3,5 миллиарда лет назад

Опубликовано в 3 марта, 2016, 12:53

Французские планетологи открыли удивительную деталь из жизни древнего Марса — оказалось, что появление вулканического плато Фарсида 3-3,5 миллиарда лет назад на ее современном экваторе «повернуло» ось красной планеты на 20-25 градусов и заставило ее кору и мантию вращаться вокруг ядра Марса.

Появление вулканического плато Фарсида, где расположена высочайшая гора Солнечной системы, вулкан Олимп, привело к тому, что ось Марса буквальным образом сместилась на 20-25 градусов примерно 3,5 миллиарда лет назад, а его кора и мантия стали вращаться вокруг ядра, заявляют планетологи в статье, опубликованной в журнале Nature.

Сегодня Марс наклонен по отношению к своей орбите на 25 градусов, что примерно соответствует тому, насколько сильно наклонена ось вращения Земли. В отличие от нашей планеты, чья ось вращения считается стабильной, ученые считают, что угол наклона оси Марса достаточно часто менялся в прошлом под действием его спутников, Фобоса и Деймоса.

Подобные «повороты» оси,  как сегодня считают планетологи, могут объяснять то, почему на поверхности красной планеты есть относительно свежие следы потоков воды, которые не могут существовать в текущих условиях.

Франсуа Костар (Francois Costard) из университета Парижа-Сакле в Орсе (Франция) и его коллеги обнаружили, что подобные изменения могли вызываться в далеком прошлом геологическими процессами в недрах самого Марса, изучив структуру рельефа красной планеты и попытавшись восстановить ее облик в прошлом.

Как рассказывает Костар, крупнейшей геологической структурой на Марсе является плато Фарсида, чей диаметр составляет около пяти тысяч километров, толщина – примерно 12 километров, а масса – около миллиарда миллиардов тонн. Неподалеку от этого плато, в южной «половинке» Марса, расположена сеть из русел рек, когда-то впадавших океан, покрывавший северное полушарие красной планеты.

Авторы статьи обратили внимание на то, что в Нойскую эпоху, 3-3,5 миллиарда лет назад, эти реки должны были течь крайне странным образом – они как будто игнорировали существование Фарсиды и текли не снизу вверх, а сверху вниз. Это натолкнуло ученых на мысль о том, что Фарсида и ее вулканы могли сформироваться уже после того, как реки Марса высохли.