Проект ученых РФ принят за основу для «коллайдера будущего»

Опубликовано в 30 декабря, 2015, 3:44

Для строительства самого большого в мире циклического «коллайдера будущего» (FCC) в Европейском научном центре ядерных исследований (ЦЕРН) в Швейцарии в качестве основного выбран проект ученых Института ядерной физики Сибирского отделения РАН. Об этом сообщил журналистам замдиректора по научной работе института Евгений Левичев.

CERN

По его словам, после открытия в Большом адронном коллайдере (БАК) знаменитого бозона Хиггса, в ЦЕРНе в 2014 году стартовала программа FCC, в рамках которой планируется создание «коллайдера будущего» с периметром в 100 км, значительно превышающего габаритами нынешний БАК с окружностью около 30 км.

«Это беспрецедентная установка для изучения физики микромира, такой в истории Земли еще не было. Нам этот проект показался очень интересным, и мы решили предложить в ЦЕРН свой проект. Какое-то время он существовал вместе с тем, что предложили наши коллеги в ЦЕРНе, а в этом году именно наш вариант принят как базовый. Дальше именно этот вариант будет развиваться», — заявил Левичев.

CERN

Немалую роль сыграло то, что сибирские ученые применили и уже опробовали на своих коллайдерах новаторский метод встречи пучков Crabwaist, позволяющий увеличить производительность (светимость) коллайдера примерно в 100 раз по сравнению с традиционным методом.

«Поскольку мы досконально этот эффект изучили, то тут же пришла идея применить его для этой большой машины, и на удивление он очень хорошо подошел. Потребовалось какое-то время, чтобы наших коллег из ЦЕРНа убедить, что это будет работать. В конце концов, они согласились, что это даст серьезное увеличение производительности и имеет смысл это использовать», — рассказал ученый.

«Согласно последнему сообщению из ЦЕРНа, есть указание на возможное обнаружение за пределами Т-кварка новой частицы. Это говорит о том, что коллайдеры на сверхвысокую энергию могут быть очень интересны. То есть там, где еще не ступала нога человека, есть новая физика», — отметил Евгений Левичев.

Окончательное решение по поводу строительства «коллайдера будущего» будет принято ЦЕРНом в 2018 году, когда учёные подготовят полноценный концептуальный проект.