Европейский телескоп-охотник за черными дырами «открыл глаза» в Чили

Опубликовано в 14 января, 2016, 21:51

Европейский охотник за черными дырами, оптический интерферометр GRAVITY, «открыл глаза» и получил первые фотографии, полученные путем комбинирования изображений с четырех небольших телескопов.

Европейская южная обсерватория получила первые снимки при помощи оптического интерферометра GRAVITY, предназначенного для поиска и наблюдений за черными дырами в нашей галактике при помощи виртуального телескопа диаметром в 200 метров, сообщает пресс-служба ESO.

«Во время первого включения, впервые в истории оптической интерферометрии с длинными базами, GRAVITY смог получать картинку на протяжении нескольких минут, что в сотни раз больше, чем удавалось раньше сделать при помощи других интерферометров», — заявил Франк Айзенхауэр (Frank Eisenhauer) из Института внеземной физики в Гархинге (Германия), руководитель проекта.

Еще в середине 60 годов прошлого века советские астрофизики показали, что несколько удаленных друг от друга радиотарелок можно объединить в гигантский виртуальный радиотелескоп-интерферометр. На сегодняшний день существуют десятки подобных сетей, в которых объединены мощности телескопов из самых разных уголков Земли и даже из космоса в российском проекте «Радиоастрон».

Попытки реализовать подобные проекты в оптическом диапазоне столкнулись с множеством трудностей, связанных с тем, что длина волны света гораздо короче, чем у радиоволн, что накладывает гораздо  более высокие требования на стабильность сигнала, его синхронизацию и «сборку» в единое целое.

Одним из самых амбициозных проектов такого рода стал интерферометр GRAVITY, который объединяет мощности четырех вспомогательных телескопов с зеркалами диаметром в 1,8 метра, установленных в чилийской обсерватории Параналь вместе с VLT, крупнейшим оптическим телескопом мира.

Главная цель этого проекта – наблюдения за окрестностями черных дыр и измерения того, как их притяжение искривляет ткань пространства-времени у горизонта событий. Эти наблюдения, как надеются ученые, помогут окончательно подтвердить справедливость общей теории относительности Эйнштейна, а также понять, как черные дыры перемалывают и «выплевывают» поедаемую материю диска аккреции.

Начиная с весны 2015 года, инженеры и ученые ESO прокладывали тоннели под VLT и устанавливали в них оборудование, необходимое для «сложения» оптического сигнала с четверки вспомогательных телескопов и их объединения в гигантский астрономический глаз диаметром в 200 метров.