Крупные банки РФ оценили свой лизинговый бизнес на фоне «Трансаэро»

Опубликовано в 18 декабря, 2015, 14:07
Комментарии: выкл

О том, как крупные российские банки «пережили» этот год и что ждут в 2016 году, рассказали РИА Новости представители самих банков и лизинговых компаний.

Уходящий 2015 год оказался непростым не только для российских банков, но и для их лизинговых «дочек», столкнувшихся с проблемами в бизнесе не только из-за падения экономики, но и из-за неожиданной ситуации с крупнейшей российской частной авиакомпанией «Трансаэро». О том, как банки «пережили» этот год и что ждут в 2016 году, рассказали РИА Новости представители самих банков и лизинговых компаний.

По результатам исследования RAEX («Эксперт РА»), рынок лизинга за январь-сентябрь 2015 года сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на четверть, до 385 миллиардов рублей. Сокращение лизинговых сделок и рост проблемных активов привели к снижению рентабельности лизингодателей, что вынудило ряд компаний провести значительную оптимизацию расходов, отмечается в исследовании RAEX.

Снижение инвестиций лизинговых компаний в основной капитал продолжится и в 2016 году, что неизбежно повлечет дальнейшее сжатие лизингового рынка, считают эксперты. По итогам 2015 года, по их подсчетам, объем нового бизнеса сократится на 25%, в 2016 году – на 10–15%.

Сбербанк и ВТБ позитивно оценили свой лизинговый бизнес, несмотря на то, что испытали определенные потери в связи с ситуацией с «Трансаэро». Госкорпорация ВЭБ, лизинговая «дочка» которой — «ВЭБ-Лизинг» — имела на своем балансе самолеты «Трансаэро» на сумму 55 миллиардов рублей, от комментариев воздержалась.

«Трансаэро» не смогла обслуживать долги, составляющие вместе с лизинговыми обязательствами около 250 миллиардов рублей. Сертификат эксплуатанта авиакомпании был отозван 26 октября. Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области 16 декабря признал обоснованным заявление Сбербанка о банкротстве «Трансаэро» и ввел процедуру наблюдения.

Сбербанк подстроился под реалии

Долг «Трансаэро» перед Сбербанком составляет 6 миллиардов рублей, при этом долг не включает задолженность по финансовому лизингу шести самолетов, и этот долг полностью зарезервирован, ранее заявлял глава банка Герман Греф. При этом он невысоко оценил шансы на взыскание задолженности «Трансаэро» Сбербанку.

Читайте также:  Возвращение Ирана

Генеральный директор АО «Сбербанк Лизинг», дочерней компании Сбербанка, Кирилл Царёв, говоря о ситуации по потерям с «Трансаэро», сказал, что «ситуация не критичная». «Сейчас, наверное, рано подводить итоги, правильно будет, когда все закончится», — приводит его комментарий на конференции «Лизинг в России» пресс-служба компании.

«Лизинг в очередной раз показал, что на нашем рынке главное — не объем нового бизнеса, а структурированная система портфеля внутри компании и более консервативная оценка риска», — отметил Царев.

Объем нового бизнеса лизинговой компании Сбербанка в настоящее время оценивается на сумму свыше 40 миллиардов рублей, по договорам лизинга – свыше 75 миллиардов рублей, а объем портфеля – более 370 миллиардов рублей, уточнил представитель «Сбербанк Лизинга».

«Например, Сбербанк вводит лизинг с «баллоном» (лизинг с отсрочкой платежа), когда ежемесячные платежи минимальные, а основная сумма уплачивается в конце срока договора, через два три-года. Этот последний, выкупной, платеж может составлять до 40% от стоимости имущества», — рассказал он.

В 2016 году «Сбербанк-Лизинг» намерен развивать, главным образом, продукты для малого бизнеса и среднего бизнеса. Компанией введена линейка экспресс-продуктов, когда можно получить технику в лизинг по упрощенной схеме, уточнил представитель компании.

ВТБ «разрулил» ситуацию

ВТБ, второй крупнейший российский банк, уже в полном объеме сформировал резервы по компании «Трансаэро», поэтому долги авиакомпании никак не отразятся на бизнесе «ВТБ Лизинг» в 2016 году, заверили в пресс-службе банка.

Компанией «ВТБ Лизинг» достигнута договоренность о реализации 11 авиалайнеров «Трансаэро» «Аэрофлоту» и еще одному участнику авиационного рынка, уточнили в пресс-службе.

Лизинговый долг «Трансаэро» перед «ВТБ Лизингом» составляет 40 миллиардов рублей ─ авиакомпания управляла на тот момент 21 самолетом группы. Финансовый долг «Трансаэро» перед ВТБ составляет 12 миллиардов рублей, из них 9 миллиардов рублей ─ под госгарантиями. Зампред — финансовый директор ВТБ Герберт Моос 17 ноября сообщал, что резервы по «Трансаэро» в третьем квартале составили 16,4 миллиарда рублей, включая провизии по лизинговому долгу.

Читайте также:  Таможенные службы ШОС продолжат взаимодействие в 2016-2021 годах

Свой лизинговый бизнес в России ВТБ оценивает перспективно. «Утверждение проекта приказа о запрете эксплуатации на путях общего пользования вагонов с продлеваемым с 2016 года сроком службы положительно скажется как на безопасности перевозок, так и на лизинге вагонов», — отметили в пресс-службе банка.

В связи с развитием внутренних перевозок появляется спрос на дополнительные провозные мощности внутри страны, что также позитивно повлияет на рынок лизинга. Кроме того, «снижение кредитного плеча подстегнуло компании, заинтересованные в грузовой, легковой и строительной спецтехнике, обращаться к лизингодателям», добавили в ВТБ.

Райффайзенбанк не столкнулся с «Трансаэро»

Лизинговая «дочка» Райффайзенбанка, не имеющая в своем портфеле самолетов «Трансаэро», видит ряд позитивных тенденций на рынке, однако о росте рынка говорить рано, отмечает управляющий директор ООО «Райффайзен-Лизинг» Галина Майер.

«По нашим оценкам, за первые полгода 2015 года сразу несколько отраслей показали рост доли рынка каждый в своем сегменте. Это — авиационный транспорт, легковые автомобили, погрузочно-складское и упаковочное оборудование, энергетическое оборудование, оборудование для ЖКХ и фармацевтики», — перечисляет она.

«Последние три сегмента значительно увеличили объемы бизнеса по сравнению с 2014 годом, однако их доля в общем объеме нового бизнеса незначительна, говорить о росте рынка лизинга как такового не приходится», — подчеркивает Майер.

Из-за сложной ситуации в российской экономике вырос спрос на возвратный лизинг, продолжает она. «Из новых тенденций можно выделить возросший интерес к лизингу IT-оборудования для ЦОД-ов, спрос на складское оборудование и технику. Надо отметить, что немаловажную роль играет качество лизингополучателя», — отмечает Майер.

На фоне кризиса компания стала жестче подходить к выбору целевых отраслей, говорит управляющий директор. Еще в конце 2014 года было принято решение закрыть филиалы «Райффайзен-Лизинга» в Новосибирске, Краснодаре, Екатеринбурге, напоминает она.

«После детального анализа нашей бизнес-модели и эффективности нашей деятельности мы увидели, что, имея поддержку филиалов Райффайзенбанка в этих городах, мы можем также качественно обслужить клиентов через наши филиалы в Москве, Санкт-Петербурге и Самаре», — указала Майер.

Источник: ria.ru

Top.Mail.Ru