Экономисты описали четыре сценария для Украины

Опубликовано в 24 февраля, 2016, 20:49
Комментарии: выкл

Фото: Екатерина Кузьмина/РБК

Читайте также

Силуанов призвал готовиться к затяжным проблемам в экономике
11:52

Дома и дороги вместо нефти: как запустить конвейер инвестиций
11:29

Эксперты МГУ и РАН рассмотрели четыре сценария развития экономики Украины. Самый вероятный из них — сценарий ограниченного дефолта, в котором ВВП страны будет падать на 2–2,5% в год, а инфляция составит 16–20% в год

​Спустя два года после Евромайдана Украина вновь находится в тяжелом положении: напряженные отношения между президентом и премьер-министром, раскол в правящей коалиции привели к торможению реформ и приостановке финансовой помощи МВФ. Кроме того, на прошлой неделе Россия подала обещанный иск против Украины в английский суд за неуплату $3 млрд по облигациям.

В этих условиях велики риски того, что Украина так и не сможет вернуться к нормальному обслуживанию своих долгов, считают авторы совместного исследования (есть у РБК) двух научно-образовательных центров экономического факультета МГУ и РАН. Исследование было написано под руководством содиректора центра мировой экономики Сергея Афонцева и при содействии бывшего замминистра экономразвития Андрея Клепача (выступал как завкафедрой макроэкономической политики и стратегического управления экономфака МГУ).

Долговая проблема

В марте 2015 года МВФ утвердил пакет финансовой помощи Украине на $17,5 млрд. Однако эти меры носят паллиативный характер, считают авторы исследования. «Реализация соответствующих мер может в лучшем случае привести к сокращению задолженности к 2020 году до 71% ВВП, но это будет означать, что показатель задолженности просто вернется к уровню 2014 года», — пишут они. На конец 2015 года госдолг Украины составил 79% ВВП, сообщил украинский Минфин в этом месяце.

Усугубляет ситуацию, по мнению экономистов, резкий рост совокупного объема государственных и частных внешних обязательств до 122,8% ВВП (или 260% от уровня экспорта в годовом эквиваленте) — против 95,1 и 184,5% в 2014 году. Дополнительный негативный фактор — уязвимость субнациональных долгов. В октябре 2015 года дефолт по долгу на $250 млн был зафиксирован у Киева, что повлекло за собой снижение его кредитного рейтинга — и с подобным сценарием, по мнению экспертов МГУ, могут столкнуться многие субнациональные заемщики. Согласно исследованию, существует четыре возможных сценария развития ситуации в украинской экономике. Какой из них реализуется, будет зависеть как от украинской стороны, так и от решений ее ключевых партнеров.

Ограниченный или масштабный дефолт

Один из сценариев — сценарий ограниченного дефолта. Речь идет о нарушении графика платежей по обслуживанию внешнего долга и принудительной реструктуризации долговых обязательств в сочетании с бюджетным кризисом — «секвестром расходов на 20–30%, просрочками по государственным контрактам, выплате пенсий и зарплатам бюджетников» — а также с ускорением инфляции и падением торговли, в особенности с Евразийским экономическим союзом (в ЕАЭС входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия).

Вероятность этого сценария эксперты МГУ и РАН оценивают в 75%. Условия его реализации — дефолт Украины по обязательствам перед Россией (уже произошел), задержки в получении траншей от МВФ из-за сбоев в выполнении условий кредитования, отказ от свободной торговли с Россией и нарастание санкционного противостояния двух стран, увеличение разрывов между доходной и расходной статьями украинского бюджета.

Читайте также:  Китайский фондовый рынок упал на 3%

Второй, наиболее пессимистичный сценарий, вероятность которого оценивается в 20%, предполагает «масштабный дефолт»: отказ от погашения «значительной части» внешнего долга, массовую невыплату пенсий и зарплат бюджетников, ускорение инфляции, резкое сокращение объемов торговли и «сокращение импорта энергоносителей до объемов, несовместимых с нормальным поддержанием функционирования украинской экономики и коммунальной инфраструктуры». Он сопряжен с приостановкой финансовой помощи из-за невыполнения требований МВФ, резким ростом военных расходов и сокращением налоговой базы на фоне обострения обстановки на востоке страны, невыполнением обязательств в рамках Соглашения об ассоциации Украины и ЕС, сохранением взаимных ограничений в торговле с Россией. Такой вариант возможен, если ухудшение макроэкономических показателей Украины будет настолько выраженным, что страна уже не будет соответствовать требованиям МВФ.

Сокращение ВВП в случае ограниченного дефолта составит 2–2,5%, в случае масштабного дефолта — от 7 до 9%. Из-за девальвации гривны и ускорения инфляции (до 16–20 или 40–45% в двух сценариях соответственно) снизятся реальные доходы населения. Сократится объем социальных трансфертов, вырастет дефицит бюджета, произойдет свертывание экспортных производств, ориентированных на рынки ЕАЭС, — с соответствующим высвобождением рабочей силы. На фоне нарастания неопределенности из-за проблем внутреннего спроса, колебаний обменного курса и острого дефицита заемных средств в экономике продолжится падение инвестиций: на 5–7% в случае ограниченного дефолта и на 10–12%, если дефолт будет масштабным. Сократятся объемы украинского экспорта в Россию и ЕС: в рамках сценария ограниченного дефолта — на $2,4 млрд и $2,5 млрд соответственно; в случае масштабного дефолта — на $3,4 млрд и $4,9 млрд.

В результате для восстановления показателей экономики до уровней 2013 года понадобится не менее трех лет при ограниченном дефолте и порядка пяти лет — при масштабном, а показатели докризисного 2008 года будут достигнуты не раньше 2020 года. «Украина потеряет не менее 12 лет для своего экономического развития», — резюмируют авторы.

Партнеры по несчастью​

«Опасность кроется не в дефолте финансовой системы, а в том, что между ЕС и ЕАЭС располагается большая страна с многочисленным населением, хорошими предпосылками, которая находится в ситуации нарастающей катастрофы, — говорит декан экономического факультета МГУ Александр Аузан. — Последствия пойдут через нарушения разного рода технологических цепочек, делового оборота, торговых связей между Европой и Россией».

Даже в случае масштабного дефолта прямые безвозвратные потери ЕС, связанные с государственным долгом, не превысят $1,5 млрд, пишут авторы исследования. Безвозвратные потери для России могут составить $3,6 млрд в случае ограниченного дефолта — и до $4,55 млрд в случае масштабного. Россия — единственная из стран ЕАЭС — предоставляла Украине кредитные ресурсы, так что другие члены экономического союза «прямыми финансовыми последствиями дефолта Украины затронуты не будут».

Читайте также:  Минэнерго США: нет смысла в заморозке добычи нефти

Более существенными окажутся косвенные потери от государственного дефолта. По данным Нацбанка Украины, пишут эксперты МГУ, в евро было номинировано 8,3% внешних обязательств финансового сектора Украины ($1,2 млрд), 10,6% внешних обязательств компаний реального сектора ($6,2 млрд) и 24,9% межфирменных обязательств в рамках сделок прямых иностранных инвестиций ($2,3 млрд) — итого более $9,6 млрд, из которых не менее половины окажется под угрозой дефолта. Для России дополнительную опасность представляет возможность конфискации прямых иностранных инвестиций (порядка $14,7 млрд, по данным проекта ЕАБР «Мониторинг взаимных инвестиций стран СНГ»), однако вероятность такого события определяется политическими факторами, а не непосредственными последствиями дефолта по госдолгу, отмечают авторы исследования.

Еще два канала, по которым распространятся негативные последствия дефолта, — торговый и миграционный. В случае ограниченного дефолта Украины потери российских и европейских экспортеров составят $1,7 млрд и $3,4 млрд соответственно. Масштабный дефолт приведет к снижению европейского экспорта на Украину на $8,2 млрд, российского — на $3,6 млрд, оценивают авторы исследования. «Безвозвратные потери российских экспортеров, в зависимости от сценария, могут составить порядка $1 млрд и 2,2 млрд, безвозвратные потери европейских экспортеров — $1,6 млрд и $4,1 млрд соответственно», — пишут они.

Падение украинского экспорта влечет за собой и издержки поиска альтернативных источников поставок продукции. «Было нарушенное санкциями торговое взаимодействие, теперь к нему добавится нарушенное дефолтом финансовое. Что останется? Производства: они там есть, по обе стороны границы. Мы можем сколько угодно говорить об импортозамещении, но есть очень серьезные проблемы с ним в тех областях, где существовала тесная кооперация», — говорит Александр Аузан.

Критически важным для России, по мнению авторов исследования, станет снижение импорта с Украины гражданской машиностроительной продукции. Объем критически важного импорта машиностроения до 2013 года оценивался в $2 млрд. Объем безвозвратных потерь России на этом фоне эксперты оценивают в $0,3 млрд в случае ограниченного дефолта и $0,5 млрд в рамках полномасштабного. Для ЕС объем безвозвратных потерь, связанных с замещением импорта с Украины, не превысит $0,3 млрд и $0,6 млрд соответственно.

В рамках сценария масштабного дефолта потенциал вызванной кризисом миграции с Украины составляет 1,6 млн человек. Для ЕАЭС это означает дополнительные издержки в $0,3 млрд (большая часть которых придется на Россию), а для ЕС — с учетом более высоких издержек на размещение беженцев — в $5,7 млрд.

Обойтись без дефолта​

Вероятность возврата к статус-кво декабря 2015 года — то есть сценария, при котором Украина погасит свой долг перед Россией, получит помощь от МВФ в полном объеме, своевременно выполнит все обязательства в рамках реструктурированной задолженности перед коммерческими кредиторами, а также вернется к режиму свободной торговли с Россией, — коллектив экспертов считает близкой к нулю.

Этот вариант может привести к сдержанному росту ВВП — на 1,5–2% в 2016–2018 годах. Однако он связан падением платежеспособного спроса, спровоцированного мерами бюджетной экономии, необходимыми для поддержания стабильности государственных финансов. Дефицит бюджета в этом случае окажется равным 3,5–4% ВВП. Сальдо внешней торговли останется дефицитным — на уровне $3–3,5 млрд.

Читайте также:  Инфляция в России с 16 по 20 февраля составила 0,2%

Низкую вероятность — в районе 5% — авторы присвоили и четвертому сценарию, предполагающему скоординированную международную помощь Украине. Неотложную «антидефолтную» помощь, которая позволит обслуживать внешние и внутренние обязательства, экономисты МГУ ​оценивают в $30–34 млрд за два года. Еще $55–60 млрд — «восстановительная» помощь, «минимально необходимая» для восстановления докризисных показателей развития на уровне 2008 года. Наконец, $82–90 млрд — «ресурсы развития», которые вывели бы страну на траекторию роста и улучшили показатели по сравнению с 2008 годом.

Таким образом, объем средств для достижения «сколько-нибудь амбициозных целей развития национальной экономики» Украины эксперты оценивают в $167–183 млрд в течение 2016–2017 годов. При таком развитии событий экономика Украины может расти на 3–5% в год, инвестиции — на 5% в год, годовая инфляция окажется равной 4–6%, бюджет сможет быть исполнен с 3-процентным профицитом, а сальдо внешней торговли станет положительным — $8–9 млрд.

При сценарии ограниченного дефолта минимальный объем «антидефолтной» помощи в два раза превышает суммарный масштаб потерь России и ЕС, что не создает стимулов для ее выделения. Однако при масштабном дефолте потери ЕС оказываются сопоставимы с ежегодными масштабами «антидефолтной» помощи с его стороны. России же понадобятся дополнительные финансовые стимулы для участия в «коалиции доноров», полагают экономисты МГУ. Ими могли бы стать доступ на финансовые рынки ЕС (отмена финансовых санкций) и «твердые гарантии погашения Украиной задолженности перед Россией в полном объеме».

Какой смысл России и Европе идти на предоставление Украине финансовых ресурсов? «Во-первых, иметь расширяющуюся черную дыру рядом со своими границами плохо — и Польше, и Германии, и Белоруссии, и России», — объясняет Аузан. Во-вторых, это может стать поворотной точкой в отношениях между странами. Если у минского процесса появится экономическая составляющая, у него будет больше шансов на успех, полагает Аузан. «Если это чисто военно-политический процесс, мы уже видим, как он буксует. Если там появляется экономическая составляющая, где есть более широкие интересы большого региона, то, может быть, что-нибудь получится», — считает экономист.​​ 

Источник: rbc.ru

Top.Mail.Ru