Версия Навального: как зарабатывает оператор системы «Платон»

Опубликовано в 29 декабря, 2015, 20:15
Комментарии: выкл

Оппозиционный политик Алексей Навальный в понедельник опубликовал на своем сайте текст концессионного соглашения государства с оператором системы взимания платы с грузовиков («Платон»). Оператор «Платона» — «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС)  — является совместным предприятием Игоря Ротенберга (сына бизнесмена Аркадия Ротенберга) и «дочки» «Ростеха» — «РТ-Инвест». Как утверждает Навальный, он получил текст на так называемый черный ящик — почтовый сервис, позволяющий сохранить анонимность отправителя.

В Росавтодоре (Федеральное дорожное агентство, подписало соглашение со стороны государства) заявили, что не могут оперативно подтвердить подлинность документа, так как требуется дополнительная проверка. В информации, разосланной в СМИ, представители ведомства напомнили, что концессионное соглашение с оператором «Платона» — РТИТС ​​носит конфиденциальный характер и охраняется коммерческой тайной. «В настоящий момент решается вопрос о необходимости обращения в правоохранительные органы по факту данной публикации», — добавили в Росавтодоре.

В разговоре с РБК чиновники предположили, что опубликованный Навальным экземпляр является одной из промежуточных версий соглашения. Однако документ содержит подписи руководителя Росавтодора Романа Старовойта и гендиректора РТИТС Александра Советникова. Дата заключения — 29 сентября 2014 года, что соответствует 30-дневному сроку, данному на подготовку концессионного соглашения, согласно распоряжению правительства РФ от 29 августа 2014 года №1662-р.

В РТИТС, куда также обратился корреспондент РБК​, отказались комментировать любые вопросы, связанные с опубликованным документом.

Гарантированная доходность

Ежегодно РТИТС должна получать за свою работу из государственного бюджета «базовое вознаграждение» — 10,6 млрд руб. в год без НДС в период с 15 ноября 2015-го по 29 сентября 2027 года, следует из версии документа, размещенного на сайте Навального. Плата производится из российского бюджета дважды в год и частично​ индексируется на величину инфляции.

В случае плохой работы РТИТС предусмотрены штрафы, которые вычитаются из вознаграждения. Но есть важный момент: плата по итогам полугодия не может быть ниже 46,92% от базового размера, то есть меньше 4,98 млрд руб., говорится в доступной версии концессионного соглашения. Если штрафы больше, они переносятся на следующий период. Полностью накопленные санкции будут вычитаться только в последнем платежном периоде, то есть в июле—сентябре 2027 года. До этого момента ежегодно РТИТС получает из бюджета минимум 9,96 млрд руб. (максимум 10,6 млрд), даже если ей выставлены крупные штрафы.

Читайте также:  Moody's готово снизить рейтинг России

В Росавтодоре не смогли оперативно прокомментировать, сохранилась ли эта норма в окончательном варианте (если предположить, что опубликованный Навальным текст — промежуточный).

Ожидание в call-центре: 180 секунд

РТИТС проверяет наличие системы «Платон» у грузовиков двумя способами: при проезде фур через стационарные рамки и путем мобильного контроля, когда специально оборудованные автомобили ездят по федеральным трассам и сканируют встретившиеся большегрузы. Сейчас на дорогах смонтировано 20 стационарных рамок, а после 15 июня 2017 года их число достигнет 481 единицы. Мобильный контроль включает 100 автомобилей, они работают на трассах с момента запуска системы.

Эффективность РТИТС, следует из документа, оценивается по четырем параметрам. Это число выявленных грузовиков, число идентифицированных автомобилей, собираемость платы и общая готовность системы.

Под выявленными подразумевается число автомобилей, зафиксированных рамками, от общего количества грузовиков свыше 12 т, проехавших через них. Выявленных должно быть не меньше 93%. Идентифицированные — это автомобили, чьи номера рамкам удалось прочесть. Их должно быть не меньше 95% от выявленных. Собираемость означает соотношение между тем счетом, который хозяин фуры должен уплатить (включая штрафы), и фактической оплатой. Плановый показатель для данного критерия — 99%. Наконец, о готовности системы говорит длинный перечень коэффициентов, связанный с готовностью рамок, мобильного контроля и центра обработки данных.

За несоблюдение этих критериев РТИТС может быть оштрафована, если текст документа на сайте Навального — подлинное концессионное соглашение. Например, если рамки выявили 90% грузовиков (вместо 93%), санкции составят 42,5 млн руб., а если меньше 80%, то 530 млн руб. Если система может распознать номера менее чем у 82% выявленных машин, то штраф достигнет 212 млн руб. Впрочем, как уже было сказано, несмотря ни на какие штрафы, РТИТС получает гарантированное вознаграждение в размере 4,98 млрд руб. за полугодие.

В версии документа предусмотрены — хотя и менее серьезные — санкции за плохую работу с пользователями системы. Например, время ожидания ответа в call-центре не должно превышать 180 секунд. Штраф за нарушение этого пункта — 530 тыс. руб., однако он накладывается лишь один раз за полгода.

Если сайт «Платона» не работает больше десяти минут подряд, оператор также рискует нарваться на наказание в 530 тыс. руб., а если целые сутки — более 1 млн руб. Но только при условии, что потеря работоспособности связана с неисправностью программно-аппаратного комплекса. В интервью РБК глава Росавтодора Роман Старовойт уверял, что причина сбоев в работе сайта в первые дни после запуска — хакерские атаки, причем они продолжаются «и до сегодняшнего дня» (интервью было опубликовано в начале декабря).

Читайте также:  Курс валют на 18 января

Отсутствие бортовых устройств

В версии текста соглашения с сайта Навального (приложение 2) сказано, что до плановой даты начала эксплуатации системы, то есть до 15 ноября, РТИТС должна была обеспечить готовность не менее 1 млн бортовых устройств. Еще 1 млн приборов оператор обязан закупить в последующие 19 месяцев (200 тыс. штук до 15 августа 2016-го и т.д., а последнюю партию — до 15 июня 2017-го).

На самом деле к 15 ноября РТИТС обладала лишь 200 тыс. бортовых устройств. Из них 170 тыс., рассказывал РБК Старовойт, были выданы до запуска системы, а 30 тыс. «еще не дошли до своих пользователей по разным причинам».

В РТИТС корреспонденту РБК ранее говорили, что бортовые устройства не являются обязательным и единственным способом внесения платы (существуют маршрутные карты) и то, что, заказывая только 200 тыс., компания опиралась на заявки пользователей. Но именно такой подход привел к дефициту приборов. Как ранее рассказывали РБК дальнобойщики из разных городов, получить бортовые устройства могли только юрлица, а не ИП, составляющие большинство на рынке грузовых автоперевозок.

Самое главное: в обнародованной версии концессионного соглашения нет никакой увязки между спросом на бортовые устройства и их количеством на момент запуска системы. В Росавтодоре не смогли предоставить РБК оперативный комментарий на этот счет.

Сумма из воздуха

Навальный, опубликовавший версию соглашения, также указывает на отсутствие расчета — почему вознаграждение концессионера составляет именно 10,6 млрд руб. в год. Никакого экономического обоснования в тексте соглашения действительно нет.

Однако ранее чиновники делали прогноз, сколько система «Платон» принесет в бюджет за период действия концессионного соглашения (13 лет). В справке, сопровождающей распоряжение правительства от 29 августа 2014 года №1662-р, фигурирует цифра 1 трлн руб. Речь идет о периоде с середины ноября 2015-го до конца сентября 2027 года — 11 полных лет и 11,5 месяца. То есть «Платон», по задумке чиновников, будет приносить примерно 80 млрд руб. в год (без поправки на инфляцию). Впрочем, план на 2016 год пока скромнее — 40 млрд руб. Получается, базовое вознаграждение РТИТС в будущем году — примерно четверть заработанной системой суммы.

По словам юриста компании Herbert Smith Freehills Яны Ивановой, в российских инфраструктурных проектах концессионер, как правило, получает фиксированное вознаграждение, независимое от взимаемой платы, — система «Платон» не является исключением из общих правил. «Закон позволяет структурировать вознаграждение таким образом, что оно не зависит от риска спроса, — поясняет юрист. — Такая модель, когда государство берет на себя риск трафика, широко используется при реализации транспортных проектов в России и в лучшей международной практике». Но вознаграждение, подчеркивает юрист, может быть уменьшено государством на сумму штрафов, если качество оказываемой услуги не соответствует стандартам, четко установленным в соглашении.

Читайте также:  Гендиректор Hugo Boss уйдет в отставку

Дорога в суд

Фонд борьбы с коррупцией (ФБК) Алексея Навального намерен обжаловать в суде факт заключения концессии между Росавтодором и РТИТС без конкурса. Первое слушание в Московском арбитражном суде назначено на 27 января 2016 года.

Юрист ФБК Иван Жданов пояснил в своем Facebook, что федеральный закон «О концессионных соглашениях» (115-ФЗ) содержит закрытый перечень случаев, когда соглашение может быть заключено без проведения конкурса. Это происходит, когда конкурс признан несостоявшимся либо имущество находится в аренде у концессионера (и одновременно соблюдается ряд других условий). «Случай по взиманию платы [создание системы «Платон»] явно не попадает в этот перечень», — резюмирует Жданов.

Яна Иванова из Herbert Smith Freehills не очень верит в успех этой тяжбы: «На мой взгляд, представители Росавтодора сумеют доказать легитимность процедуры заключения соглашения с РТИТС, поскольку такая возможность прямо предусмотрена законом». 

Источник: rbc.ru

Top.Mail.Ru