Ученые: переворот полюсов Земли вызвал вымирание 550 млн лет назад

Опубликовано в 18 февраля, 2016, 12:34

Минералы с Урала помогли зарубежным геологам раскрыть тайну первого массового вымирания в истории Земли, котроео произошло 550 миллионов лет назад благодаря серии быстрых переворотов магнитной оси планеты.

. Серия быстрых переворотов магнитной оси Земли примерно 550 миллионов лет назад лишило планету озонового слоя, что привело к ее «бомбардировке» ультрафиолетом и вымиранию причудливой фауны докембрия и ее замене современными формами жизни, говорится в статье, опубликованной в журнале Gondwana Research.

До так называемого «кембрийского взрыва жизни», во время эдиакарского периода, океаны земли были заполнены причудливыми формами жизни, аналогов и родичей которых сегодня не существует. Примерно 550-540 миллионов лет назад эти многоклеточные существа загадочным образом исчезли, что ознаменовало собой первое массовое вымирание в истории Земли.

Джозеф Меерт (Joseph Meert) из униерситета Флориды в Гейнсвилле (США) и его коллеги раскрыли причину этого вымирания, изучая образцы пород эдиакарского периода, добытые на территории Уральских гор. В ту эпоху Урал еще не существовал – эти горы возникли лишь во время пермского периода, и его породы только начали формироваться во время эдиакара, постепенно поднимаясь из глубин мантии и застывая.

Как объясняют геологи, когда горные породы застывают, атомы железа, содержащиеся в них, записывают в себя информацию о том, в какую сторону было направлено магнитное поле Земли и какой силой оно обладало. Это позволяет, изучая намагниченность тонких срезов древних пород, определить то, как менялось положение магнитной оси и сила «магнитного щита» Земли с течением времени.

Изучая эдиакарские отложения на Урале, Меерт и его коллеги обнаружили, что в ту эпоху перевороты магнитной оси случались примерно в 20 раз чаще, чем сегодня и в более поздние исторические эпохи. Такие перевороты, по словам исследователей, случались примерно каждые 10 тысяч лет во время эдиакарского вымирания.

В результате этого, как показывают расчеты авторов статьи, озоновый слой, защищающий нас от ультрафиолета, периодически становился беззащитным и разрушался под действием космических лучей. В результате этого толщина озонового слоя упала на 40%, и на Землю стало попадать примерно в два раза больше ультрафиолета.