Нейрофизиологи нашли «дух рождества» в мозге человека

Опубликовано в 17 декабря, 2015, 13:19

Ученые из Дании нашли в мозге человека особый регион, активность которого определяет то, способен ли его обладатель радоваться наступлению Рождества, Нового года и других праздников, или же они вызывают у него раздражение или непонимание.

Датские ученые нашли в мозге человека особую зону, которая отвечает за положительную реакцию на Рождество и другие праздники и события и одновременно является центром распознавания эмоций других людей, говорится в статье, опубликованной в журнале BMJ.

«Миллионы людей, живущих в христианских странах, часто страдают от недостатка «духа рождества», как Скрудж в «Рождественской песне» Дикенса. Мы попытались понять, связано ли это с особенностями в работе их мозга, а также проверили, какую роль наша нервная система играла в формировании культурных традиций праздников», — пишут Брайан Хэддок (Brian Haddock) из университета Копенгагена (Дания) и его коллеги.

Группа Хэддока нашла регион мозга, активность которого определяет то, как человек относится к Рождеству и другим праздникам, наблюдая за работой нервной системы 20 добровольцев, смотревших на наборы различных картинок, на части которых были изображены предметы, ассоциирующиеся с Рождеством и Новым годом.

Используя функциональную магнитно-резонансную томографию, авторы статьи следили за тем, как менялась или не менялась работа мозга их подопечных в тот момент, когда они смотрели на «обычные» и «праздничные» фотографии, после чего они попросили добровольцев рассказать о традициях празднования Рождества и Нового года в их семьях.

Как показали эти наблюдения, в мозге людей, справляющих Рождество, есть особая область в двигательной коре и в теменной доле мозга, которая активировалась в те моменты, когда участники эксперимента смотрели на праздничные фотокарточки. Эти же регионы, как отмечают ученые, связаны с распознаванием эмоций других людей и склонностью к религиозному мировоззрению.

В ближайшее время ученые планируют проверить, задействованы ли эти центры в реакции человека на другие религиозные и светские праздники – Хануку, Пасху, Уразу-байрам и индуистский фестиваль Дивали. Как надеются ученые, данные, собранные в ходе подобных наблюдений, могут помочь нам понять, как человечество «изобрело» праздники и почему они играют столь важную роль в нашей общественной и личной жизни.