«Экзомарс» полетит с «дублером» российского детектора воды FREND

Опубликовано в 22 января, 2016, 17:37

ЕКА сообщает, что марсианский зонд TGO, который отправится к красной планете в марте этого года, полетит к Марсу не с основным, а с резервным вариантом российского детектора воды FREND из-за проблем с качеством сигнала в основной версии этого прибора.1 / 2

. Зонд TGO, который отправится к Марсу в марте 2016 года, получил не основной, а запасной экземпляр российского прибора FREND, так как в работе одного из четырех детекторов был зафиксирован чрезмерно высокий уровень шума, сообщает ЕКА.

Одним из четырех ключевых инструментов российско-европейского зонда TGO является нейтронный спектрометр FREND – специальный прибор для поиска следов воды и льда в почве Марса, разработанный в Институте космических исследований РАН группой российских физиков под руководством Игоря Митрофанова.

Российские ученые имеют передовой опыт в этой отрасли – «дедушка» FREND, прибор HEND, был установлен на борту зонда «Марс-Одиссей», который изучает Марс с октября 2001 года, а его «папа» – прибор DAN, работает сейчас на борту марсохода Curiosity. И HEND, и DAN продемонстрировали отличные качества и проработали заметно дольше гарантийного срока. По словам российских физиков, FREND будет обладать в 10 раз более высоким разрешением, чем его предшественники.

Для TGO российские специалисты собрали два равноценных прибора FREND – основной и запасной модуль, которые были переданы для сборки в руки ЕКА в конце прошлого года. Во время окончательной сборки зонда специалисты ЕКА, проверявшие работоспособность российского спектрометра, обнаружили, что один из четырех детекторов прибора выдает сигнал с высоким уровнем шума.

Сама по себе подобная проблема, как подчеркивают специалисты ЕКА, не является фатальной – следствием ее появления было бы некоторое снижение в чувствительности FREND. Так как времени на сборку TGO оставалось не так много, инженеры проверили работоспособность резервного модуля, убедились в отсутствии дефектов в его работе и установили его на борт зонда в начале января.

Подобный шаг позволил ЕКА и российским партнерам агентства избежать ситуации, в которую попало НАСА с марсианским посадочным модулем InSight – из-за разгерметизации французского сейсмометра запуск миссии, запланированной на тот же март 2016 года, пришлось отложить как минимум на два года.