Астрономы нашли сверхновую звезду яркостью выше, чем у Галактики

Опубликовано в 14 января, 2016, 23:47

Астрономы открыли в далекой галактике мощнейшую сверхновую звезду, яркость которой была в 570 миллиардов раз выше, чем у Солнца, и чье свечение могло затмить два десятка галактик, подобных нашему Млечному Пути.

Ученые обнаружили в далекой галактике в созвездии Индейца сверхъяркую вспышку сверхновой, яркость которой в 20 раз превышает суммарную яркость всего Млечного Пути, говорится в статье, опубликованной в журнале Science.

«Если честно, мы пока не знаем, какой механизм мог вызвать такой взрыв и служить источником энергии для сверхновой ASASSN-15lh. Ее изучение может привести к появлению новых теорий и открытию нового класса сверхновых, и мы с нетерпением ждем шанса дать ответы на эти вопросы в последующие годы», — заявил Субо Донг (Subo Dong) из университета Пекина (Китай).

Как рассказывает Донг, вспышка этой сверхновой, чья яркость на пике была примерно в 570 миллиардов раз больше, чем у Солнца, произошла в июне 2015 года, в галактике APMUKS(BJ) B215839.70–615403.9, удаленной от нас на 3,8 миллиарда световых лет.

За четыре месяца наблюдений, которые ученые вели после ее открытия, она выделила столько энергии, сколько Солнце могло бы выработать за 90 миллиардов лет, что почти в 50 раз дольше, чем оно просуществует в текущем виде.

Она была зафиксирована телескопами проекта ASAS-SN, автоматической сети из множества телескопов, следящих за всем ночным небом в Южном полушарии Земли и отмечающих все яркие вспышки, которые происходят в Млечном Пути и за его пределами.

Яркая вспышка быстро привлекла внимание ученых, и Донг и его коллеги начали ее изучение с измерения расстояния до галактики, где взорвалась эта звезда. Когда астрономы осознали, что она произошла в крайне далекой от нас галактике, они были поражены – яркость этой вспышки, превышающей все мыслимые пределы, невозможно было объяснить при помощи всех современных теорий их формирования.

Помимо необъяснимой сверхвысокой яркости, ASASSN-15lh обладает крайне необычным спектром, который не похож на структуру излучения ни у одной другой яркой сверхновой. Это дополнительно осложняет поиск возможных «прародителей» данной вспышки и объяснение того, как она смогла на мгновение, по астрономическим меркам, затмить свечение двух дюжин галактик вроде Млечного Пути.