Пить и курить пора бросать. Новые налоги от РадыСюжет
Как парламент принимал изменения в Налоговый кодекс.
В четверг вечером Верховная Рада поддержала законопроект Кабмина об изменениях в Налоговый кодекс.
Изменения в налогообложении вступят в силу со второго квартала 2016 года, а ставки налогов понизятся уже с 1 января.
разбирался в том, что напринимала Рада.
Еще до недавнего времени принятие парламентом правительственных инициатив по изменениям в Налоговый кодекс и вовсе было под большим вопросом.
16 декабря профильный парламентский комитет не поддержал законопроект налоговой реформы Кабмина и предложил сверстать бюджет на текущей налоговой базе.
В начале заседание комитета его глава Нина Южанина предложила нардепам сосредоточиться на рассмотрении правительственного законопроекта и сделать все, чтобы он предстал перед парламентом.
Однако члены комитета Рады жёстко раскритиковали правительственный проект налоговой реформы. В частности, лидер фракции Радикальной партии Олег Ляшко заявил, что документ увеличивает налоговое давление на бизнес, а сама налоговая реформа сорвана.
Он также сравнил налоги сельхозпроизводителей с концлагерем, раскритиковав предложение Кабмина по налогообложению аграриев.
Ляшко пообещал, что Радикальная партия не будет голосовать ни за кабминовский проект Налогового кодекса, ни за госбюджет. Впрочем это не помешало радикалам уже в ночь на 25 декабря проголосовать за проект бюджета.
Также с критикой правительственного проекта налоговой реформы выступил депутат из фракции БПП Максим Курячий, который сделал акцент на введении налогообложения производственной недвижимости.
А нардеп из фракции «Відродження» Дмитрий Святаш и вовсе заявил, что налоговую реформу невозможно принять за время, оставшееся до наступления нового года.
Такой поворот событий вынудил правительство снова пересматривать проект изменений в Налоговый кодекс. И уже 22 декабря Кабмин внес в Раду очередной «компромиссный» законопроект.
Для того, чтобы убедить депутатов принять документ, в Раду прибыл и сам премьер-министр Арсений Яценюк.
В ходе своего выступления в парламенте он подчеркнул, что правительство пошло на все компромиссы, которых требовали парламентарии и добавил, что принятие Налогового кодекса и Госбюджета на 2016 год, а также ряда сопутствующих законопроектов, является жизненно необходимым для стабильности украинской экономики и национальной валюты.
В конце концов, старания премьер-министра не были тщетными и уже к вечеру 24 декабря нардепы утвердили изменения в Налоговый кодекс.
Следует отметить, что законом не предусмотрены изменения ставки НДС и налога на прибыль
. В то же время единая базовая ставка на доходы физических лиц устанавливается на уровне 18% (ранее было 15 и 20%).
Существенные изменения коснулись налогообложения подакцизных товаров. Изначально планировалось, что ставки акцизного налога на спирт, алкогольные напитки и пиво увеличат на 100%, на табачные изделия – на 40%.
Однако в результате поправок, акциз на спирт и спиртные напитки выросли на 50%, на пиво – на 100%, а на слабоалкогольные напитки — на 300%. Акциз на табачные изделия, как и планировалось ранее, вырос на 40%.
Также нардепы поддержали увеличение акциза на дизельное топливо и на бензин на 13%.
А одним из главных моментов принятого закона стало то, что аграрии останутся вести бизнес по упрощенной системе налогообложения.
Льготы для аграриев стали одним из наиболее обсуждаемых аспектов правительственной Налоговой реформы.
В первую очередь речь шла о специальном режиме налогообложения НДС для сельхозпредприятий, на отмене которого настаивал основной кредитор Украины – Международный валютный фонд (МВФ).
Согласно действующему законодательству любое аграрное предприятие может не платить НДС и хранить соответствующие средства на спецсчете, используя их для поддержания и развития бизнеса.
В 2014 году приблизительная сумма льгот аграриям по спецрежиму составила 19 млрд грн. При этом противники сохранения спецрежима НДС для аграриев уверяют, что эту сумму в основном делят крупные агрохолдинги, которые и без того получают сверхприбыли.
Как бы там ни было, но основной претензией МВФ было само по себе существование такой льготы в условиях огромного дефицита госбюджета. При этом отмена спецрежима НДС для аграриев была прописана еще в Меморандуме сотрудничества Украины с МВФ.
Однако против принятия такого решения развернулась нешуточная информационная борьба, а отечественные аграрии неоднократно организовывали митинги против отмены спецрежима, апогеем которых стал перформанс у здания парламента, когда под Раду принесли насаженные на елки отрезанные головы коров.
Тем самым аграрии хотели наглядно продемонстрировать, что будет с сельскохозяйственной отраслью страны в случае отмены льгот.
Впрочем, указанные меры так и не дали желаемого эффекта, поэтому отдельные группы и депутаты в парламенте, представляющие аграрное лобби, до последнего отказывались голосовать как за изменения в Налоговый кодекс.
В конечном итоге, авторы законопроекта были вынуждены пойти им навстречу в вопросе спецрежима.
И хотя изначально планировалось ввести переходной период до 2017 года, во время которого аграрии должны были платить 75% НДС в бюджет, и 25% — на спецсчет для собственного использования, в конце концов, была применена другая пропорция.
Так, предприятия, занимающиеся растениеводством, будут платить 85% НДС в бюджет, а 15% оставлять на спецсчетах. Для других сельхозпроизводителей – свиноводов и птицеводов – эта пропорция составит 50% на 50%, а для животноводов – 80% на 20% в пользу спецсчетов.
Таким образом, принятие нового Налогового кодекса во многом стало возможным благодаря компромиссу правительства с аграрным лобби в Верховной Раде.
Источник: korrespondent.net