Частники против интернет-гигантов: как устроен рынок такси в Москве

Опубликовано в 3 февраля, 2016, 22:35
Комментарии: выкл

Такси у метро Белорусская в Москве
Фото: Lori

Читайте также

Миллиардер Галицкий решил продавать по 1% «Магнита» в год
22:23

«Северсталь» показала рекордную рентабельность в кризис
20:00

В Москве разгорается конфликт между столичными властями и самым дорогим стартапом в мире — сервисом такси Uber. Какое место Uber занимает на московском рынке и как этот рынок регулируется?

Сколько в Москве такси?

С 1 сентября 2011 года, для того чтобы стать легальным столичным таксистом, нужно получить специальную лицензию. С этого момента лицензии в Москве получили 62 086 человек, следует из данных реестра выданных разрешений на осуществление деятельности на перевозку пассажиров и багажа легковым такси. На 3 февраля 2016 года почти 12 800 ранее выданных лицензий было аннулировано. Таким образом, сейчас оказывать услуги такси в Москве имеют право около 49 300 автомобилистов.

В середине 2015 года на заседании правительства Москвы глава департамента транспорта столицы Максим Ликсутов заявил, что согласно принятой Госпрограмме число выданных лицензий должно к 2020 году достигнуть 55 тыс.

В 2014 году, торжественно вручая 40-тысячную лицензию на осуществление деятельности такси, мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что по количеству легальных такси Москва сравнялась с Нью-Йорком. По данным CNN, в середине 2015 года в Нью-Йорке было зафиксировано 13 600 лицензированных такси — знаменитых нью-йоркских Yellow Cabs, еще 20 600 автомобилей были привязаны к онлайн-сервису Uber.

По данным департамента транспорта Москвы, ежедневно услугами такси в Москве пользуются около 260 тыс. пассажиров. Средний чек на поездку в такси в Москве в 2015 году составил 650 руб. (против 700 руб. в 2014 году). Среднее время подачи машины в прошлом году составило 7–8 минут после вызова, среднее время поездки — 26 минут, средняя дистанция — 16,7 км, а средняя скорость — 38,2 км/ч.

Кто делит рынок столичного такси?

Из реестра зарегистрированных в Москве такси следует, что действующие лицензии на эту деятельность имеют 15 638 индивидуальных предпринимателей (ИП) и несколько сотен юридических лиц. Полтора года назад Собянин говорил, что коммерческими перевозками пассажиров в столице занимается 758 компаний, но анализ реестра выданных лицензий не позволяет точно определить их число. В реестре содержится информация о многочисленных юрлицах, на балансе которых находится менее пяти автомобилей, а основной вид деятельности не связан с оказанием услуг общественного транспорта.

Читайте также:  Ощадбанк: переименование Сбербанка России незаконно

Крупных компаний с собственным автопарком, превышающим 600 автомобилей, в Москве около десятка. По данным все того же реестра, самый большой собственный автопарк — 2806 автомобилей — у компаний, входящих в группу Asap. По данным СПАРК, ее собственником является голландская Molberg Holding B.V., ее бенефициары не раскрываются. Автомобили этой компании выходят на линии под брендами Nexi и Grandee.

Вторым по величине собственником таксомоторного парка с 2787 автомобилями является компания СОЛТ, работающая под брендом «Мск.Такси». На сайте СОЛТ говорится, что компания входит в группу «Авилон» Александра Варшавского. «Авилон» — крупный автодилер, большую часть автопарка «Мск.Такси» составляют продаваемые им автомобили Hyundai Solaris.

Еще один крупный игрок на рынке столичного такси — ГК «Командир» (компании группы работают на рынке под брендами «Командир», «Ласточка» и «2412»). У нее 2044 собственных автомобиля. По данным СПАРК, владельцами группы являются Василий Баранов (41,5%), Олег Гапонюк (21,6%), Андрей и Наталья Новиковы (по 18,45% у каждого).

В десятку крупнейших владельцев автомашин входят также Новая транспортная компания (бренд — «Новое желтое такси», 1003 автомобиля), «Такси Ритм» (890 автомобилей), «Сити-Сервис» (бренд Cabby, 855 машин), «Формула такси» (660 автомобилей). Собственная таксомоторная компания есть и у правительства Москвы: на балансе АО «Такси-Москва» (бренд «МосТакси»)  — 696 автомобилей.

Как регулируется рынок такси в Москве?

Работа такси в Москве регулируется городским законом, принятым 11 июня 2008 года. Обязанность получать лицензию на осуществление этого вида деятельности была введена с 1 сентября 2011 года. И юрлицам, и предпринимателям такая лицензия выдается сроком на пять лет. До сих пор она является бесплатной.

С 1 июля 2013 года новые лицензии выдаются только владельцам автомобилей, которые покрашены в желтый цвет или обклеены специальной желтой пленкой. На собственников автомобилей, получивших лицензию раньше этого срока, это требование не распространяется. Но 1 июля 2018 года, когда истечет пятилетний срок лицензии у последних нежелтых такси в Москве, все автомобили, занимающиеся этой деятельностью, должны будут стать одного цвета.

Читайте также:  «Транснефть» перестала получать нефть с главного месторождения «Роснефти»

Получение лицензии кроме легального статуса гарантирует таксистам ряд преимуществ перед обычными автомобилистами. Например, им разрешается езда по выделенным полосам. Также им положены 450 бесплатных мест в зоне платной парковки и свободный проезд на привокзальную территорию.

Кроме того, правительство Москвы с 2012 года внедряет программу субсидирования ставки при договоре лизинга такси. В программе участвуют автомобили не дороже 1,5 млн руб., не старше пяти лет, экологический класс — не ниже Евро-3.

Как работают в Москве агрегаторы такси?

Сервис-агрегатор такси фактически заменяет традиционную диспетчерскую, но может агрегировать данные о гораздо большем количестве автомобилей/таксопарков. Первопроходцем в области подобных сервисов в мире стал основанный в 2010 году в Сан-Франциско стартап Uber, который позволил пользователю установить приложение на смартфон и с его помощью вызвать такси. В России первым агрегатором стал «Яндекс.Такси», который в 2011 году начал на своей платформе агрегировать данные московских таксопарков.

Различные приложения дают пользователю разные данные о предстоящей поездке: например, приблизительное время и ее стоимость. Водитель такси имеет отдельное приложение для смартфона или планшета, в котором он видит заказы поблизости, а также заказы клиентов, которые вызывают машину заранее. Некоторые сервисы (например, Uber) могут повышать тариф, если мониторинг показывает, что в каком-то районе количество заказов в определенный момент превышает число свободных машин.

В Москве работают многочисленные агрегаторы такси, крупнейшие из них — «Яндекс.Такси», GetTaxi и Uber. В каждом из них пассажир может расплачиваться банковской картой («Яндекс» и Gett также позволяют платить наличными). Деньги при оплате получает не водитель, а компания, с водителем рассчитывается сам сервис спустя некоторое время. Такая конструкция позволяет агрегаторам по всему миру обходить национальное законодательство о такси — к возмущению традиционных таксопарков и властей стран.

«Яндекс.Такси» изначально работал только с таксопарками (у водителей которых есть разрешения на осуществление пассажирских перевозок), Gett (ранее GetTaxi), только придя в Россию, работал и с частниками — фактически с «бомбилами» без лицензий, но в результате отказался от этого. Сейчас сервис работает только с водителями, у которых есть лицензия, — через таксопарки или напрямую с ИП. По мнению конкурентов, Uber, который вышел на российский рынок в 2013 году, сначала также работал с водителями без лицензий, но сейчас компания настаивает, что сотрудничает только с легальными водителями.

Читайте также:  Минфин оценил риски роста доллара до 100 рублей

Точных данных о распределении долей агрегаторов на московском рынке нет. По оценке гендиректора ООО «Евротранссервис» (бренд «Формула такси») Богдана Коношенко, который возглавляет профильный комитет в Московской торгово-промышленной палате, доля «Яндекс.Такси» может составлять около 50%, остальные 50% делят между собой Gett, Uber и другие более мелкие сервисы. На Uber может приходиться около 10% рынка, говорит он.

На что жалуются таксисты?

В Москве почти не осталось крупных таксопарков, которые работали бы по классической схеме: нанимали водителей для своих машин, говорит Андрей Азаров из компании Aerotaxi. Большинство компаний сдает машины частникам, выполняя функции диспетчерской, отмечает он: «На заказах они зарабатывают немного, а на машинах, сдаваемых в аренду, — 30–40% годовых». Но деятельность таких диспетчерских и агрегаторов слабо прописана в законодательстве, утверждает Азаров: «Именно урегулированием этого вопроса стоило бы заняться властям: определить зоны и параметры ответственности всех сторон на рынке такси».

«Около 80% водителей в Москве не устроены в штат таксопарков, даже если они за ними закреплены. Большинство из них — это индивидуальные предприниматели», — говорит Александр Оникиенко, глава таксомоторной компании Take It (1200 машин в парке). А цены на рынке, по его словам, диктуют агрегаторы — Gett, «Яндекс.Такси» и Uber. Главная претензия к мобильным сервисам — низкие тарифы и комиссионные. В феврале 2015 года водители, работающие с агрегаторами, устроили трехдневный бойкот всем трем сервисам. На работу тогда не вышли около 4 тыс. водителей, рассказывал РБК председатель общественного движения «Форум такси» Олег Амосов. Они отказывались принимать заказы, требуя согласовать новые тарифы и ограничить процент отчислений владельцам агрегаторов. 

Источник: rbc.ru

Top.Mail.Ru